Таможенная система является одним из ведущих направлений цифровизации. Например, в 2022 году более 54 000 грузовых таможенных деклараций на сумму 3,5 млрд долларов США были оформлены системой автоматически без участия человека в среднем за 2-3 минуты с использованием модуля «Автооформление», реализованного в результате совершенствование информационной системы «Управление рисками».
При применении системы управления рисками объектом контроля выступают не только товары, но и деятельность всех лиц, непосредственно связанных с внешнеэкономической деятельностью (таможенный брокер, декларант, владелец склада, перевозчик и т.д.), что сделало можно облегчить деятельность добросовестных участников.
В запущенной в последние годы таможенно-информационной системе «Единое окно» возможно получение через данную систему более 50 видов разрешительных документов 12 уполномоченных органов по всем разрешительным процедурам, связанным с внешнеэкономической деятельностью.
Сегодня через систему более 65 тысяч предпринимателей получают 3 млн. разрешения предоставляются. Благодаря этой информационной системе можно было отслеживать время, затрачиваемое каждым офисом на выдачу разрешения.
Решающим шагом в цифровизации отрасли в 2022 году стал запуск таких информационных систем, как «Е-Транзит», «Грузовые операции», «Е-Очередь», «Предварительное решение по таможенным платежам».
В результате реализованных реформ 86% экспортных товаров и 76% импортных товаров были оформлены в упрощенном порядке, то есть без таможенного досмотра, только на основании документальной проверки.
Общее время оформления экспорта сократилось в 4,5 раза, а импорта – в 2 раза, количество таможенных досмотров сократилось в 1,7 раза, а эффективность выросла на 41%.
В результатах «Индекса эффективности логистики», опубликованного Всемирным банком, за 2023 год Узбекистан занял 88-е место среди 139 стран, улучшившись на 11 пунктов по сравнению с отчетом 2018 года. При этом значительную роль в изменении общих показателей рейтинга сыграло улучшение на 66 мест и 74 места (140 место в 2018 году) по «эффективности таможни», которая рассматривается как один из 6 субпоказателей.